Пройдено 38 (тридцать восемь) километров за 6 (шесть) с половиной часов движения.
Перепад высот: от 662 (шестисот шестидесяти двух) метров до 795 (семисот девяноста пяти) метров над уровнем моря.
Ключевые точки: ночная стоянка в ложбине гор Токпак, грейдерная дорога на юг через подтопленную долину солёных озёр Майсар и Тузколь, село Акжал (ранее "1 Мая"), асфальтовая дорога на юг вдоль пересыхающей речки Каркаралинка, между гор Сиырлы, Каражал и Карамырза, ночная стоянка в ложбине гор неподалеку от озера Сасым.
Условия: Утром идёт дождь, почти ливень. Днём проясняется, но поднимается юго-западный ветер. К полудню налетает дождевой шквал, сменяющийся градом. Во второй половине дня облачность средняя, без осадков, перманентный юго-западный ветер. Температура окружающей среды и погодные условия требуют одеть утеплённую куртку и брюки.
Перепад высот: от 662 (шестисот шестидесяти двух) метров до 795 (семисот девяноста пяти) метров над уровнем моря.
Ключевые точки: ночная стоянка в ложбине гор Токпак, грейдерная дорога на юг через подтопленную долину солёных озёр Майсар и Тузколь, село Акжал (ранее "1 Мая"), асфальтовая дорога на юг вдоль пересыхающей речки Каркаралинка, между гор Сиырлы, Каражал и Карамырза, ночная стоянка в ложбине гор неподалеку от озера Сасым.
Условия: Утром идёт дождь, почти ливень. Днём проясняется, но поднимается юго-западный ветер. К полудню налетает дождевой шквал, сменяющийся градом. Во второй половине дня облачность средняя, без осадков, перманентный юго-западный ветер. Температура окружающей среды и погодные условия требуют одеть утеплённую куртку и брюки.
Ночью изредка накрапывал дождь. Утром выглянул наружу и призадумался - всё небо до краёв закрыто синими дождевыми тучами. Плотная такая пелена, со смещающимися слоями, нигде не дающими просвета солнцу. После условного рассвета пошёл дождь.
Сижу в палатке, веду записи, и уже два часа, с 6:30, идёт дождь. Всё бы ничего - могу и пересидеть непогоду в палатке - да беспокоит, что не отправлял SMS о своём месторасположении уже два дня, с момента выезда из Баянаула. Одел непромокаемую куртку и сходил на ближайшую возвышенность, с прямой видимостью до села Акжал - связи всё равно не было:
1280x960 • 20130428. В горах Токпак, между сёлами Коянды и Акжал.
В 11:30 дождь прекратился, небо чуть очистилось от туч, и, кто бы сомневался, в полную силу задул южный ветер, начал рвать палатку. По быстрому съел рыбную консерву, упаковался и выдвинулся на дорогу.
Попытался скатится в долину, как это бывало обычно после трудов подъёма, но ветер не позволил разогнаться. Встречный плотный рваный поток воздуха просто останавливал велосипед, даже если энергично крутить педали. Пришлось спешится на спуске!
1024x768 • 20130428. Грунтовая грейдерная дорога с гор Токпак в село Акжал.
Иду на юг по страшному гравийному "грейдеру", виляя между луж и булыжников, торчащих из покрытия дороги на два-три сантиметра:
1024x768 • 20130428. Покрытие грунтовой грейдерной дороги с гор Токпак в село Акжал.
Через час пошёл дождь. Сразу за ним град. Пришлось запаковать себя в непромокаемую куртку; иду, поливаемый водой и посыпаемый мелкими льдинками. Градинки стучат по стёклам очков и щекам - ветер-то почти в лицо дует, чуть справа, с юго-запада. Через час-другой дождь закончился, выглянуло солнце, которое лучами своими начало прогревать одежду. Раздеться нельзя, потому, что сильный ветер холодит мокрое от пота тело. Получается, что расстегнуться я не могу - иначе на груди будет ледник от ветра, и в то же время со спины припекает солнце, от жара которого я истекаю потом. Так и иду, мокрый изнутри. Останавливаться тоже нельзя - остынешь и простынешь. Даже в долине есть небольшие холмы, с которых я безуспешно пытаюсь съезжать в седле. Раздражает и расстраивает своё слабосилие - я не могу даже с горки скатится. Вспоминаю Остапенко Евгения, объехавшего на велосипеде Россию, Среднюю Азию и Дальний Восток - он крутил педали при любой погоде, под любой ветер, как я понял из его отчёта.
После дождя на грейдерной дороге добавляется новый фактор сопротивления движению: размокшая глина, в которой вязнут покрышки, а налипающие на протектор комья грязи забиваются между перьями заднего колеса. Это при том, что старые тормоза "V-brake" были заменены перед поездкой на "дисковые" и зазор между колесом и перьями увеличился - всё равно, грязи так много, что она скапливается комками на разных частях велосипеда:
1024x768 • 20130428. Грунтовая грейдерная дорога с гор Токпак в село Акжал.
Размышляя о своей ничтожности доплёлся до села Акжал. В отличие от предыдущего села Коянды это не производит впечатления тотально разваливающегося. Есть несколько разобранных домов, но в целом улицы живые:
1280x960 • 20130428. Въезд с севера в село Акжал.
1280x960 • 20130428. В селе Акжал (ранее "1 Мая").
Спросил у встречных двух девочек десяти-двенадцати лет, где "магазин, дукен". Те по русски не говорят, по видимому, но слово "дукен" уловили. Показывают: сюда - что-то стрекоча по своему. Жестами уточняю - что, прямо сюда, во двор этого дома? Те головками кивают. Ладно, заезжаю во двор дома, полагая, что его хозяева где-то в пристройке приторговывают. Двора как такового нет - есть отдельно стоящее облезлое здание, рядом с которым огромная куча мусора, строительного преимущественно, вперемежку с говном и соломой. Бывают же такие магазины, думаю - ну да не мне местным жителям про санитарию рассказывать. Паркую велосипед у входа в дом. Тут подъезжает облезлая ржавая "шестёрка", из неё вываливается мужик, и с выпученными глазами, с перекошенным лицом, как в жопу укушенный, орёт мне: "ты чего в моём дворе делаешь?" Я ему говорю, что мне на этот дом, как на магазин указали. Тут подбегают те девочки и руками показывают далее, в глубь села - вроде как магазин там, дальше. Мужик, приближаясь, всё тем же тоном глубоко и обидно оскорблённого: "не видишь, что вывески нет - чего лезешь?" Я было хотел сказать, что не только вывески, но и забора вокруг пресловутого двора не вижу, как и жилья для человека разумного в радиусе пары сотни метров не наблюдаю, но к нашей компании присоединяется дылдоватый парень и ещё один мужчина, которые становятся позади брызжущего слюной придурка, в готовности оказать ему поддержку, надо полагать. Махаю рукой на этих мужиков, парней, девочек, разворачиваюсь и еду от дома подле мусорной кучи.
Дальнейшими расспросами нашёл таки магазин на центральной улице - конечно без вывески. Купить там, кроме макарон и всякой чепухи, как это часто бывает в деревне, оказалось нечего. Взял упаковку бубликов, погрызть по дороге. Воды набрал в колонках на улице; хороша, кстати - чистая, не дающая осадка:
1024x768 • 20130428. У магазина в селе Акжал.
От села Акжал до Каркаралинска дорога уже асфальтированная. Километров пять по долине, где ветер гуляет раздольно, шёл пешком, а потом, под прикрытием сопок, даже на подъёмах смог двигаться в седле, крутя педали на звёздочках 2:2 и 2:3:
1280x960 • 20130428. Дорога из села Акжал (ранее "1 Мая") на Каркаралинск.
Дорога пролегает вдоль речки Каркаралинка, в пойме которой встречаются заросли кустов. Правда, для отдыха или стоянки там места не найти - слишком сыро:
1280x960 • 20130428. Пойма речки Каркаралинка, у дороги из села Акжал на юг.
1280x960 • 20130428. Пойма речки Каркаралинка, у дороги из села Акжал на Каркаралинск.
Кстати, водители в этих местах вообще "без головы". Они обгоняют велосипедиста, очень медленно едущего, вихляющегося от ветра справа (!) - то есть выталкивающего своими порывами на дорогу - в полуметре расстояния, хотя дорога позволяет оставлять между нами дистанцию хоть в два метра. Придурки - право слово; в Павлодарской области, на дороге в Баянаул, например, такого никто и никогда себе не позволял, объезжая пешехода или велосипедиста минимум в метре расстояния.
Не доезжая до Каркаралинска с десяток километров, углубился в сопки правее дороги, искать место для стоянки:
1280x960 • 20130428. Дорога из села Акжал на Каркаралинск, в десяти километрах от горного массива.
Нашёл пологую лощину на склоне одной из горок, с видом на внутреннюю долину. Установился, поужинал и лёг спать:
1024x768 • 20130428. Вид на место ночной стоянки в холмах, в десяти километрах от Каркаралинска.
С темнотой ветер усилился. Я то думал, что он уже и так силён - но нет, теперь палатку трясло и рвало с креплений так, что пришлось несколько раз вылазить наружу и поправлять их. Хорошо, что я давно завёл привычку привязывать оба полотнища палатки к велосипеду - в случае чего их далеко не унесёт, удержит гружённым велосипедом как якорем.
Переход к описанию девятого дня поездки.